Бог, дающий каждодневный хлеб (Исход 16гл)

Кл.ст. 4 «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет»

Жизнь верующего человека похожа на путешествие через пустыню к обетованной земле, где течет молоко и мед. Если в пустыне не регулярно кушать – не возможно перенести дневную жару и ночной холод, выстоять в трудностях и дойти до цели. Поэтому Бог давал Израильскому народу манну с неба в пустыне в течении 40 лет. Так же и в жизни верующих – если мы плохо питаемся духовно – легко болеем, не можем преодолеть искушения и дойти до обетованной земли. Сегодняшнее слово открывает нам, как Бог заботился о Своем народе в пустыне и воспитывал их через каждодневный хлеб с неба. Я молюсь, чтобы через это слово мы видели важность ежедневного духовного хлеба и учились каждое утро вкушать небесную манну.

 

1. Это хлеб, который Господь дал вам в пищу (1-15)

Взгляните на стихи 16:1-3. «И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом». До этого события прошло уже полтора месяца после исхода из Египта. Практически все запасы, которые израильтяне взяли с собой, уже закончились. Народ начал голодать, но пустыне не было видно конца. Тогда они снова начали роптать на Моисея и Аарона. В их сердцах сразу же проснулась ностальгия за Египтом. «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» Они скучали по плотским удовольствиям и наслаждениям в Египте – котлы с мясом, хлеб досыта, вкусное египетское пиво, дискотеки по вечерам. В Египте у них была возможность жить ленивой и безответственной жизнью, по которой они сейчас так скучали.

Отсюда видно, насколько глубоко укоренился в них рабский менталитет. 430 лет они жили как рабы. Они привыкли всегда жаловаться, все делать только по принуждению. У них нет чувства хозяина, а только жалоба и ропот. Физически они совершили исход из Египта, но духовно еще нет. Их тело уже вышло из Египта, но их сердце, мысли, желания – все еще оставались там. Это был их грех, в котором нужно было покаяться. Рабская жизнь – это не то, за чем мы должны скучать и любить, рабскую жизнь нужно ненавидеть.

Но израильтяне предпочитали быть сытыми животными, а не народом Бога. Как набить свой живот – это была их главная забота. Как служить Богу, как выполнять Его слово, как прославить Его имя – это все не важно для них. Для них главное – как сегодня хорошо покушать, как больше поспать, как прогулять свою работу и т.д. Для них нет будущего, у них нет видения на свою жизнь, только сиюминутные удовольствия, поэтому они часто говорят «умереть» – «О, если бы мы умерли в земле Египетской».

Их ропот – это не из-за проблемы хлеба. В их ропоте скрыто две серьёзные проблемы. Во-первых, неверие. Они испытывали силу и любовь Бога уже достаточно, но не верили в Него. Они не верили в любовь Бога и Его обещание. Даже видя своими глазами великую работу Бога – всё равно не верили в Него. Они думали, что вот-вот уже умрут и закрывали глаза на работу Бога. Из-за неверия они постоянно роптали и жаловались на своего пастыря Моисея. Во-вторых, в их ропоте скрыта неблагодарность. Почему они роптали? Потому, что они скучали по старой грешной жизни. Почему они скучали по прошлой жизни? Потому что в их сердце нет благодарности за милость спасения. Они не благодарили Бога за милость спасения, за исход, забыли все, что Господь сделал для них. А вместо этого мечтали, чтобы вернуться в Египет. Как можно терпеть такой народ?

Но что сделал Господь в такой ситуации? Посмотрите на 4-й стих. «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Вместо наказания за ропот Господь дал им хлеб на каждый день и еще обязательный выходной раз в неделю. Наш Господь – Бог Благодати и Любви. Он воспитывал Свой народ через регулярное питание и отдых, чтобы помочь им иметь веру, полностью полагаться на Бога и жить по слову Бога. В тот же день вечером на стан налетели перепела, а наутро после росы, поверхность пустыни покрылась мелкой, круповидной манной. Ее вкус был как лепешка с медом. Бог не собирался морить голодом израильтян, наоборот, Он приготовил для них самую вкусную, самую лучшую еду. Через манну Бог хотел показать, что Он – Всемогущий Господь, Который всегда пребывает со Своим народом и заботится о них. Также, Он показывает Свою верность, что Он отвечает за Свой искупленный народ, до тех пор, пока они не войдут в Его Царство. Господь не хочет, чтобы Его народ сомневался в Нем и боялся трудностей. Господь хочет, чтобы Его народ был народом веры и царством священников для всего мира. Вот причина, почему Бог кормил их манной в пустыне.

2. Как нужно есть манну (16-36)

Во-первых, манну нужно кушать ежедневно. Господь каждый день заботится о них. Самое первое и самое элементарное, во что мы должны верить – это то, что Господь решает нашу проблему ежедневного хлеба. Когда Иисус учил учеников молиться – одна из первых тем «хлеб наш насущный дай нам на сей день». (Матф. 6:11) Только когда есть такая вера, мы можем доверять свою жизнь и свое будущее Богу и выполнять Его миссию. Без этой веры невозможно ничего жертвовать и ничего делать для Бога. Поэтому Господь тренировал Свой народ, давая ему хлеб каждый день. Это было действительно чудо, удивительная работа Бога – не зависимо от условий, погоды, местонахождения – Господь всегда давал им манну. Каждый день израильтяне могли видеть и испытывать чудесную работу Бога. И так – целых 40 лет.

Поэтому манну надо собирать и кушать каждый день. Господь не дал манну на неделю или на месяц, а на каждый день. Почему? Потому что если человек имеет манну на неделю – то он больше не полагается на Бога, пока не закончится манна. Бог хорошо знает нашу грешную природу, поэтому дал им манну на каждый день. Посмотрите на 20 стих. Некоторые не верили, что завтра будет манна, и сразу собирали на месяц, полный склад, но на следующий день всё восмердело. Ежедневный хлеб – значит, мы должны верить в Бога каждый день и каждый день жить верою. Мы не должны бояться за завтрашний день, и жадничать, как будто у нас нет Бога, любящего Отца. Мы не должны передать неверие своим детям в наследство, собирая им манну на 20 или 30 лет вперед. Некоторые родители работают только ради денег и учат детей доверять только деньгам, этим самим учат своих детей, что нельзя доверять Богу, Который кормит нас каждый день. Но Иисус учит нас: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». (Матф.6:34)

Во-вторых, манну надо есть рано утром. Каждый день народ должен был побороть свою лень, вставая рано утром до восхода солнца собирать манну. Когда солнце восходило – манна таяла. Когда они были рабами, то спали, сколько хотели. Они ложились, когда хотели, вставали, когда хотели, ели, когда хотели. В их жизни не было порядка, они жили по своим эмоциям и настроению. Но теперь Бог учил их жить по Слову Бога, а не по настроению. Во Втор. 8:3 сказано о цели воспитания каждодневной манной: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». Манна – это тень слова Бога. Когда Господь кормил их манною, Он хотел, чтобы они не жили рабской жизнью, как животные, а жили по слову Бога, как Его избранный народ, чтобы они могли стать Царством Священников и народом Святым.

По сути, манна для израильтян – это жизнь. Где они могли найти пропитание в пустыне? Там только песок, пыль и камни. В пустыне днём была жара, а ночью холод, им приходилось защищаться от хищников. Если бы они не ели манну регулярно, как они могли преодолеть всё это? Очень быстро они бы обессилели и стали бы жертвой пустыни.

Мы живем в такой же духовной пустыне. Нам необходима духовная пища, духовное подкрепление каждый день. Мы кушаем духовный хлеб – каждый новый день начинаем с молитвы и Слова Бога. Некоторым это может показаться как бремя. Зачем жертвовать сладким утренним сном? Но без духовной пищи нет духовной жизни. Наша истинная манна с небес – это Сам Иисус. Иисус сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». (Иоан.6:35) Иисус должен составлять первый интерес в нашей жизни. Мы должны искать общения с Ним с раннего утра, пока земные посторонние интересы не завладели нашими слабыми сердцами. Мы должны каждый день жить Словом Божьим. Но если кушать только раз в неделю или раз в месяц – тогда становимся, как духовные дистрофики.

Помимо каждодневного хлеба Господь дал еще одну тренировку – даже не тренировку, а благословение – каждую субботу отдыхать. Но даже такое элементарное некоторые не могли соблюдать. Посмотрите на 27 стих. Некоторые в субботу вместо богослужения с утра поехали на 7-й километр собирать манну. Но ничего не нашли. Поэтому Бог ругал их. «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день».

Господь хочет, чтобы каждый из нас стал верным Божьим человеком, чтобы мы стали Царством Священников и Народом Святым. Однако это непросто. У нас остаются черты рабского характера: лень, неблагодарность, жалоба, неверие. Из-за них мы часто отчаиваемся в себе и падаем. Но именно для этого Господь дал нам воспитание через каждодневный духовный хлеб и соблюдение воскресенья. Слово Бога каждый день дает нам силу победить власть греха и повиноваться воле Бога. Это не получается за один раз, но если мы будем постоянно кушать духовный хлеб, то станем верными слугами Божьими, которые живут по Его слову и выполняют всемирную миссию.

Господь также воспитывал меня через духовный хлеб и воскресное богослужение. В самом начале из-за лени я утром не кушал духовный хлеб и целый день жил бессильно и часто попадал в искушение. Поэтому вечером ел духовный хлеб и вечером получал духовную силу и радость. Но утром опять не имел духовной силы. Но когда Бог тренировал меня каждое утро кушать духовный хлеб и вести утреннюю молитву, мне пришлось наполовину с радостью, наполовину с обязанностью перед другими кушать духовный хлеб. Через эту тренировку Господь дал мне каждый день духовную силу и радость, так что я победил в учебе и служил многим агнцам. Он изменил мое сердце, дал желание и силу бороться с грехом похоти, лени, гордости. Господь наполнил мою жизнь радостью и уверенностью и поставил меня пастырем для студентов. Готовя эту проповедь, я увидел, какая это милость и благодать кушать духовный хлеб каждое утро – это была мудрость Бога, чтобы воспитывать меня. Но последнее время я больше разленился, утром часто спал до работы и потом не успевал даже помолиться. Мое духовное питание стало нерегулярным и необязательным. Из-за этого потерял духовную силу и радость от общения с Богом и не мог служить агнцам. Я молюсь, чтобы Господь снова дал мне верность в соблюдении духовного хлеба, чтобы я каждый день имел силу служить Ему и Его агнцам.

Через сегодняшнее слово мы узнали, как Господь воспитывал Свой народ через каждодневный хлеб в течении 40 лет. Господь также призвал нас быть Его народом. Чтобы воспитывать нас, Он дал нам духовный хлеб каждое утро и воскресное богослужение. Господь хочет, чтобы мы регулярно кушали и регулярно отдыхали – и через это имели силу идти к нашей обетованной земле. Я молюсь, чтобы мы сердцем любили Слово Бога, каждый день слушали голос Господа и с радостью повиновались Ему. Я молюсь, чтобы через духовный хлеб мы избавились от рабских привычек и характера и жили как царство священников и святой народ.