ПОКАЯНИЕ НИНЕВИТЯН (Иона 3:1-10)

Иона 3:1-10
Ключевой стих 3:5

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого».

Когда-то, давним давно, жил был один великий царь. Он был настолько милостив, что любой человек, если признаёт свою вину, и скажет: «Я буду начинать новую жизнь», – то всегда прощал его, какое бы зло он ни совершил. Но был один слуга, который не получил прощение царя. Это было не потому, что он совершил слишком большое зло, или потому, что он особо не понравился царю. Он не получил милость прощения потому, что он до конца стоял на своём, и не признал свою вину. Если такой царь даже не мог простить его, то можно представить себе, каким он был гордым и упрямым.

Давним давно была страна, которая не имела никакой надежды на прощение. Это была Ассирия. Ни один человек в мире не сказал бы, что она получит прощение и начнёт новую жизнь. Тем не менее, она получила милость от Бога и изменилась. Однако израильтяне, которые были намного лучше ниневитян, не получили прощение. Бог сказал, что ниневитяне погибнут, но они не погибли. Но израильтяне погибли, как и Бог сказал. Это из-за гордости и не покаяния. Если кто-то из нас ещё не получил милость прощения, и не начал новую жизнь, то это потому, что он не видит себя из-за гордости. Я прошу Господа милость, чтобы мы смогли прийти к покаянию.

I. Повиновение Ионы (1-2)

Взгляните на стихи 1-2. «И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе». Бог дал слово Ионе вторично. Это значит, что Бог обязательно исполняет Своё слово. Также миссию или видение, которое Бог дал нам, Сам Бог обязательно исполняет. Бог не сказал Ионе: «Иона! Извини меня, Я не знал, что ты так ненавидишь Ниневию. Давай, иди в Фарсис или в Иерусалим». Бог дал ему точно такое же слово: «встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе». Человек не может изменить план Бога. Бог никогда не терпит поражение из-за неповиновения человека. Если Иона до конца не повиновался бы, то Господь всё равно исполнил бы это слово через другого человека.

Как Иона повиновался? Иона встал, и пошёл в Ниневию по слову Господню. Иона стал человеком повиновения. Мы здесь видим, что то, что Бог дал Ионе через разные события, это воспитание повиновения. Почему Бог учил его повиновению? Потому что только человек повиновения может служить делу Бога. Бог не может использовать человека неповиновения. Даже если человек имеет огромное духовное желание и способность, если он не знает послушание, то Богу он не нужен, для Бога он никто. Поэтому слуга Бога должен в первую очередь учиться повиновению. Иисус, хотя Он Сын Бога, страданием учился повиновению. Послание к Евреям 5:8-9 говорит так: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». Иона стал человеком повиновения после воспитания. Это ещё хорошо. Если человек не учится повиновению даже после тренировки, то это печально! Помолимся, чтобы Господь даровал нам дух повиновения. Это для нас будет благословение от Бога.

II. Проповедь Ноны (3-4)

Какой была проповедь Ионы? Взгляните на стихи 3-4. «Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» Проповедь Ионы было одно слово. Это провозглашение о суде Бога. Он не говорил о другом: о честном поступке, о моральной жизни, или о благословении. Он свидетельствовал приближающийся суд Бога: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» Это он кричал: «Ты уже в погибели, над тобой гнев Бога. У тебя осталось всего сорок дней. Пойдешь к вечной смерти? Или покаешься?» Он не говорил красивое слово. Тем не менее, его короткая и простая проповедь имела такую власть и всех привела к покаянию. Как это произошло? Иона сам слышит слово Бога. Он поверил в суд Бога. Как он слышал от Бога, так и он проповедовал. Как мы можем мощно проповедовать? Надо иметь много знаний? Или свою философию? Надо иметь красивую и обширную проповедь? Нет, очень просто. Как мы слышим, так и мы будем говорить людям. Мы свидетели. Самая живая и мощная проповедь, это слово Бога, которое мы слышим и которому мы поверили.

Я и вы вместе услышали голос Святого Духа через Книгу Откровение Иоанна. Мы знаем, как близок Господь Иисус. Мы услышали Его голос, говорящий: «выйди от нее» (Откр.18:4); «тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр.10:11) И Он пообещал: «ей, гряду скоро!» (Откр.22:20) Как я могу молчать, если я точно услышал, что вот-вот, Он придёт, и очень скоро будет суд? Мы должны срочно дать всем людям эту информацию? Теперь вы сами понимаете, почему мы должны провозглашать чаще всего о суде Бога и о покаянии? Мы должны говорить об этом как минимум раз в неделю. Иона кричал ниневитянам: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» В наше время положение не менее критическое. Если мы молчим об этом, и только говорим о благословении, об успехе, о победе, то мы лжецы. То, в чём люди больше всего нуждаются, это покаянии. Но многие проповедники проповедуют всегда благословение и успех, но о суде и о покаянии говорить некогда. Но все проповедники должны знать, что времени у нас уже так мало, что даже не хватает времени для проповеди о суде и о покаянии. И тем более, всё это благословение и победу мы до сих пор получали, и получаем, и получим. Нам не надо особо искать их. Нам нужно только благодарить Бога за это и жить верою. И наше дело, свидетельствовать каждому агнцу о втором пришествии Иисуса, о том, что Бог судит мир, и о том, что единственный путь к спасению это покаяние – и у нас осталось мало времени для покаяния. И мы сами должны каяться в своих грехах.

Как Иона проповедовал в Ниневии? Он проходил максимально по городу, сколько можно пройти в один день, и кричал. Это было очень опасно. Ниневия – национальная гордость Ассирии. До сих пор никто не мог смело говорить что-нибудь против Ниневии. Но Иона не боялся злых ниневитян, и всем кричал на улице: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» Почему он ничего не боялся? Потому что он не говорил от себя, а говорил то, что услышал от Бога. Кому нравится проповедь о суде и о покаянии? Кто проповедует суд Бога и покаяние, тот должен ожидать атаку оппозиции, или противление гуманистов. Например, когда Сперджен часто проповедовал суд Бога, в него летели тухлые яйца, трупы котов, и даже камни, и вся его голова была в крови. Всё равно он до конца прочитал проповедь о суде и призвал людей к покаянию.

III. Покаяние ниневитян (5-8)

Как реагировали ниневитяне, когда Иона проповедовал? Ниневитяне ещё не видели такого проповедника, как Иона. Иона был действительно странным человеком. Он был иностранцем. Он знал только пору слов: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» Но у него страха не было. Его короткое слово потрясло весь город.  Взгляните на стих 5. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого». И поверили ниневитяне Богу. Как Иона поверил слову Бога, точно также ниневитяне поверили слову Бога, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Какие они были люди? Как ниневитяне жили до сих пор? Они вообще не знали Бога, были во тьме и в грехе – убили, ограбили другие народы. Они абсолютно не знали, кто они, или какие они. Только когда они стояли перед судом Бога, они начали видеть себя. Они видят, что они не герои, ни великий народ, и ни богатые люди, а заключенные, которые получили смертный приговор. Смертники, у которых осталось 40 дней, – это была их реальность. Отвратительные грешники, воры, которые всю жизнь обкрадывали других, и убийцы, которые дали многим боль, рану, разрушили жизни других, и любодеи, которые всё время искали объекты для похоти плоти. И идолослужители, которые враги номер 1 для Бога. Это то, что они узнали о себе. Они видят, что они уже в погибели, что их место – вечный ад, озеро, горящее огнем и серою. Все они стали уже мёртвыми. Весь город был как траурный дом. Но они не просто сидели на месте, увидев своё трагическое положение. Их реакция была не медленна. Они же сразу начали каяться в своих грехах, и искать путь к спасению. То, что они увидели свою погибель, это начало надежды. Видите, как важна проповедь о суде Бога.

Теперь посмотрим, как ниневитяне покаялись? Стихи 6-8. «Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Во-первых: мы видим их всеобщее покаяние. В Ниневии жили и очень злые люди, и нормальные люди. Но никто не перекинул ответственность на других. Наоборот, они все вместе покаялись и каждый в своих грехах перед Богом. Они увидели, что каждый одинаковый грешник, и царь грешник, и слуги грешники, и граждане грешники, и даже скот грешники. Если мы сидим в богослужении, и думаем: «Мне каяться особо не надо, но бандиты, политики, гомосексуалисты, они точно должны каяться», – то это мы неправильно думаем. Все грехи нашего времени имеют отношение с нами. Церковь также несёт ответственность в грехах общества. Какое влияние мы оказали на общества до сих пор? Мы также участвовали в грехах нашего времени. Каждый должен покаяться в своих грехах. Во-вторых: ниневитяне искренне унизили себя перед Богом. Они оделись во вретище, сели на пепле, делали пост, и покаялись. Вретище – траурная одежда. Одеться во вретище – это выражение печали, то есть они плачут о своём грехе. Сидеть на пепле, означает, что они судимые. Пост, означает, что они мёртвые, которым не стоит есть пищу. Они так унизили себя перед Богом. Они увидели, что они не царь, ни власти, ни человек, всего лишь жалкие грешники. Покаяние это означает унизить себя перед Богом. Если человек ведёт себя гордо, то это значит, что он не видит себя, то есть он далёк от покаяния. Ниневитяне унизили себя, потому что они видели себя, и видели величие и святость Бога. В-третьих: ниневитяне изменили свою жизнь. Взгляните на стих 8. «и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Каждый оставил свои грехи. Это значит, что они бросили стиль жизни, и начали новую жизнь. Покаяние это не то, что жалеть о своих сегодняшних ошибках, и извиниться перед людьми. Истинное покаяние, это увидеть, какой я человек перед Богом, и просить милости прощения. Потом оставить прошлый образ жизни, и начать новую жизнь по слову Бога.

В Ниневии произошла удивительная работа Святого Духа. В Ветхом Завете нет такого слова – «работа Святого Духа». Но не зависимо от времени, такое движение покаяния происходит только от Святого Духа. Главная работа Святого Духа – это человек кается в своих грехах, и меняется в нового человека. Сам человек не может видеть и изменить себя. Только Святой Дух делает это. Сам Святой Дух руководит покаянием, и для этого Он использует своего слугу. Пусть Святой Дух откроет наши глаза, чтобы мы увидели себя, и пришли к покаянию.

IV. Бог – Господь милости (9-11)

Как ниневитяне пришли к Богу? 9-й стих, слово царя, хорошо показывает нам их позицию по отношению к Богу. Царь сам оделся во вретище, сел на пепле, и делал пост, и повелел всему народу сделать также. И после этого он говорит: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». Он не сказал: «Вот, я покаялся, Ты должен отменить суд». Или «Вот, мы все сделали пост, даже скот, что ещё нужно? Всё, мы уже не виновники. Аллилуйя!» Нет, они полагались только на милость Бога. Царь говорит: «может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». Он верил, что Бог слишком велик и свят, и то, что они оделись во вретище или сделали пост, не может изменить волю Бога. Они знали, что их дела не могут спасти их. Они верили, что только милость Бога может спасти их. Какая истинная  вера! И какое смирение! Бог Господь милости. Но милость Его не приходит к нам по правилам или принципам, которые человек придумал. Если кто объясняет милость Бога формулами и правилами, то он ошибается. Кого помиловать, это Сам Бог решает. Бог личность. Бог смотрит на нашу сущность. Он видит глубину нашего сердца. И сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит. Взгляните на стих 10. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». Бог увидел их искреннее покаяние, и действительно отменил даже Свой суд, который уже давно решил сделать. Какое большое благословение для ниневитян, то, что они имели шанс покаяться в своих грехах, и показать Богу свою новую жизнь!

Какое огромная милость для нас, то, что у нас есть сегодня шанс покаяться в своих грехах, и начать новую жизнь. Никто не знает, будет ли для него второй шанс покаяться. Сейчас мы должны спросить себя: «Буду ли я продолжать прелюбодействовать, и войду в ад? Или каяться перед Господом и начинать новую жизнь? Буду ли я продолжать своё мёртвое дело? Буду ли я дальше служить идолу и войду в ад? Буду ли я дальше причинять многим боль своей гордостью? Буду ли я дальше огорчать Святой Дух своим неповиновением?» Вы не думаете, что нам уже пора проснуться от сна греха, и активно служить всемирной миссии, данной нам Богом?

Что говорит нам эта глава? Если ниневитяне получили спасение от Божьего гнева, и начали новую жизнь, то кто из нас не может получить прощение грехов, и начать новую жизнь? Аминь.